^ ITC. Анализ применения комплектных приводов на основе вентильных погружных двигателей в НГДУ РИТЭКнефть

Анализ применения комплектных приводов на основе вентильных погружных двигателей в НГДУ «РИТЭКнефть»

Территория нефтегаз №9 (2010) Авторы:
  • А.А. Ваньков (зам. генерального директора ОАО «РИТЭК», начальник НГДУ «РИТЭКнефть»);
  • Р.Г. Нургалиев (главный инженер);
  • Е.А. Гапченко (ведущий инженер ПТО, ОАО « РИТЭК» НГДУ «РИТЭКнефть»).
Издание: журнал «Территория нефтегаз» — 2010 - № 9. - 74-78. Источник: Публикация на сайте издания (доступ к публикациям после регистрации на сайте издания) Скачать статью в формате pdf (700 Кб)
При эксплуатации УЭЦН с асинхронным погружным электродвигателем и даже с частотным преобразователем, при определенных режимах отбора жидкости из скважин возникают некоторые технологические проблемы, которые приводят к существенному снижению ресурса оборудования. Практически исчерпаны возможности дальнейшего повышения энергетической эффективности погружных асинхронных электродвигателей.
В последние годы во всем мире интенсивно развивается более прогрессивное направление работ по созданию регулируемых электроприводов – привода на основе вентильных (с постоянными магнитами и индукторные) электродвигателей. В основе таких приводов заложены новые возможности в области силовой электроники, элементной базы, микропроцессорной техники и программных средств управления. Это техника, которую сегодня принято называть продуктом высоких технологий. В 1995г. по заказу ОАО «ЛУКОЙЛ» ОАО «Аэроэлектрик», имевший большой опыт создания различных типов приводов, в том числе и вентильных, для аэрокосмической техники, начал разработку приводов на основе вентильных электродвигателей для установок погружных центробежных насосов. В 2000г. на базе специалистов ОАО «Аэроэлектрик» В ОАО «РИТЭК» был создан Инновационно-технологический центр с функцией разработчика и изготовителя новых типов приводов для нефтяной отрасли. В марте 2001г. были успешно завершены промысловые приемочные испытания вентильных приводов, и уже с декабря того же года было начато их серийное производство. Вентильные привода обладают, по сравнению с асинхронными, более высокими функциональными, ресурсными и энергетическими характеристиками, поэтому их применение в нефтяном оборудовании, особенно в таком массовом как установки погружных центробежных насосов обеспечит повышение эффективности этого вида техники добычи нефти. Вентильный привод состоит из электродвигателя, ротор которого выполнен на постоянных магнитах, и станции управления, которая питает обмотку статора по специальному алгоритму. Вентильные электродвигатели имеют возможность регулирования частоты вращения в широком диапазоне. ООО «РИТЭК-ИТЦ» разработал и выпускает привод с диапазоном частоты вращения 500 ¸ 3500 об/мин, что позволяет его использовать в составе УЭЦН с серийными насосами и гидрозащитой. В конструкции вентильного электродвигателя применены материалы, комплектующие изделия и отработанные технические решения, которые в настоящее время используются в лучших конструкциях асинхронных погружных электродвигателей типа ПЭД. Вентильный электродвигатель имеет присоединительные размеры, обеспечивающие использование в его комплекте гидрозащиты и подсоединение кабельных муфт, применяемых в серийных ПЭД. Ремонт двигателей ВД может проводиться на имеющемся на ремонтных базах технологическом оборудовании. В НГДУ «РИТЭКнефть» внедрение вентильных двигателей производства ООО «РИТЭК-ИТЦ» было начато в 2002 году и продолжается в настоящее время.
  Внедрение ВД в НГДУ «РИТЭКнефть» по годам Внедрение ВД в НГДУ РИТЭКнефть В данное время   70 % фонда скважин УЭЦН оборудованы ВД с основными типоразмерами: ЭЦН-25,30,45,60,80. Наработка ЭЦН с КП ВД на 01.08. 2010 года составила 603 сут., наработка по УЭЦН 511 сут.   10 %  от скважин, оборудованных КП ВД, эксплуатируются в «левой» зоне работы насоса, что объясняется невозможностью корректно подобрать установку в процессе ремонта скважины либо изменением пластовых условий.. Так же имеют место отказы по причине снижения изоляции двигателя и кабельной линии, но они в основном связаны с тяжелыми условиями эксплуатации ВД, т.е. работой на низких подачах и соответственно недостаточным охлаждением двигателя. До 2008 года имели место отказы (до 40%) по причине разрушение пакетов ротора (Б12) вентильных двигателей, но с начала применения  модернизированных пакетов ротора (Б20) отказы по данной причине имеются в единичных случаях. На месторождениях НГДУ «РИТЭКнефть» внедряются УЭЦН с ВД с блоком телеметрии, позволяющей автоматически регулировать частоту вращения ротора ПЭД в зависимости от значений необходимых параметров (давления на приёме насоса, температуры двигателя, температуры окружающей среды и вибрации корпуса). Основными преимуществами таких установок перед обычными вентильными установками в том, что станция может работать в автоматическом режиме в зависимости от требуемых установок, задаваемых в ручную: поддерживать необходимую частоту вращения, температуру двигателя, давление на приеме насоса, т.е. поддерживая требуемую величину давления на приеме насоса установка самостоятельно может менять скорость вращения ротора ПЭД, тем самым достигается максимальная эффективность работы системы пласт – УЭЦН. Так же данная установка позволяет осуществлять мониторинг во времени всех измеряемых параметров путем снятия информации специальным устройством (блок съема информации) и дальнейшей обработки ее на компьютере. На основании собранной информации по работе системы КП ВД и анализа отказов ВД следует отметить, что наименее надежным компонентом системы КП ВД на сегодняшний день является станция управления.
  Таблица 1. Технические характеристики вентильных электродвигателей ВД. Частота вращения 3000 об/мин
Тип электродвигателя
Мощ­ность, кВт
Напря­жение, В
Ток, А
КПД, %
COSj
Диаметр, мм
Длина, мм
Масса, кг
Iн
Iхх,
не более
ВД16-117В5
16
800
14,5
1,5
91
0,99
117
1717
117
ВД24-117В5
24
1150
2097
146
ВД32-117В5
32
1100
21,0
2,0
92
2477
169
ВД40-117В5
40
1400
2857
196
ВД48-117В5
48
1300
25,5
2,5
93
3237
227
ВД56-117В5
56
1550
25,0
3617
249
ВД64-117В5
64
1750
3997
278
ВД125-117В5
125
2000
39,0
4
93,5
7037
506
ВД12-103В5
12
624
14
 
90,5
0,99
103
1271
65
ВД16-103В5
16
923
12
91,5
1618
85
ВД22-103В5
22
1234
12,5
1965
105
ВД28-103В5
28
1086
18,5
2312
125
ВД32-103В5
32
1290
17
92
2659
145
ВД40-103В5
40
1529
18,5
3006
165
ВД45-103В5
45
1740
18,5
3353
185
ВД55-103В5
55
1541
25
4047
225
ВД65-103В5
65
1844
25
4741
265
ВД75-103В5
75
1711
31
92,5
5435
305
ВД90-103В5
90
1975
32
6129
345
ВД16-92В5
16
600
21,0
2,0
90,0
0,99
92
2445
227
ВД24-92В5
24
800
22,5
3163
249
ВД32-92В5
32
1050
23,0
89,5
3881
278

  Таблица 2. Сравнительные характеристики ВД и ПЭД. Показатели энергетической эффективности приводов
Тип привода
КП ЭЦН-ВД
ПЭД
Ток, А
Снижение потерь мощности в кабеле, %
КПД, %
COSj
Мощность, кВт
КПД, %
COSj
ВД
ПЭД
КП ЭЦН-ВД16-117В5
89,0
0,95
16
84,0
0,85
14,5
18,5
39
КП ЭЦН-ВД24-117В5
89,0
22
84,5
14,5
24,0
63
КП ЭЦН-ВД32-117В5
90,0
32
85,0
0,86
21,0
26,0
35
КП ЭЦН-ВД40-117В5
90,0
40
84,5
21,0
27,0
40
КП ЭЦН-ВД48-117В5
91,0
45
25,5
28,0
17
КП ЭЦН-ВД56-117В5
91,0
56
25,0
31,5
31
КП ЭЦН-ВД64-117В5
91,0
63
85,0
0,85
25,0
25,0
-
КП ЭЦН-ВД125-117В5
92,0
125
84,5
0,86
39,0
51
41
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Таблица 3. Тепловые характеристики ВД и ПЭД
Показатель
ВД
ПЭД
Предельно длительно допустимая температура обмотки статора, °С
140
140
Скорость охлаждающей жидкости, м/сек, не менее
0,04
0,08
Превышение температуры обмотки статора при мини­мальной скорости охлаждающей жидкости, °С
25
40
Удельное тепловыделение на ед. поверхности электрод­вигателя, кВт/м2
1,69
3,85

  Нагрузочные характеристики вентильных  электродвигателей ВД-117 Нагрузочные характеристики вентильных  электродвигателей ВД-117

При этом отмечены следующие недостатки:

1. имеют место отказы СУ, связанные с работой в периоды с большой влажностью и при суточных перепадах температур. 2. имеют место отказы СУ, связанные с транспортировкой непосредственно до месторождения, скважины. 3. некоторые причины отказов СУ на скважине (в полевых условиях) не определяются, что вызывает необходимость их замены. В связи с этим, основным предложением по повышению эффективности комплектных приводов с использованием вентильных двигателей является повышение надежности и функциональных возможностей СУ. Таким образом хотим отметить, что применение вентильных двигателей является наиболее перспективным и важным направлением в работе механизированного фонда скважин. В НГДУ «РИТЭКнефть» на Курраганском месторождении в 2009 году в промысловых условиях был проведен эксперимент по сравнению энергопотребления асинхронного и вентильного двигателей с помощью  счетчика энергопотребления «Меркурий 230». Суть эксперимента состояла в том, что на одной  и той же скважине при подаче 30 м3/сут за один период времени (2 недели) были проведены замеры  энергопотребления асинхронного ПЭД-32 (ЭЦН-30) и вентильного ВД-32 (ЭЦН-30). В результате эксперимента было установлено, что энергопотребление вентильного двигателя на 28% меньше.
  Счетчик энергопотребления «Меркурий 230» Счетчик энергопотребления Меркурий
  Таблица 4. Преимущества приводов на основе вентильных электродвигателей Преимущества приводов на основе вентильных электродвигателей
  Таблица 5. Снижение энергозатрат при замене в УЭЦН асинхронных электродвигателей ПЭД на вентильные ВД
№ п/п
Показатель
Тип электродвигателя
ВД32-117
ПЭД32-117
1.           
Номинальная мощность, кВт
32
32
2.           
Номинальный ток, А
21
26
3.           
Кпд, %
92,0
85,0
4.           
Cos j
0,99
0,86
5.           
Потребление электроэнергии с учетом потерь в кабеле, кВт
38,87
43,67
6.           
Снижение потребляемой мощности, кВт
4,8
 
7.           
Снижение энергопотребления на одну скважину с КП ЭЦН ВД32, кВт час/год
39105
 
8.           
Снижение затрат на электроэнергию (при средней стоимости электроэнергии по м/р НГДУ «РИТЭКнефть» 2,97 руб/кВт час), тыс. руб.
- на одну скв.
- на 74 скв. по всему фонду скв. с УЭЦН оборудованных ВД в НГДУ «РИТЭКнефть»
 
 
35,2
2590
 

  Таблица 6. Анализ энергопотребления  вентильного и асинхронного двигателей на скважинах НГДУ «РИТЭКнефть»
ЭЦН30-ВД
 
 
 
 
 
 
 
Скв,, пласт
ГНО
Qж
Обв,
Qн,
Ток
Обороты
 
 
м3/сут,
%
т/сут
А
 
107Л БВ8
ЭЦН-30вд/1900
56,0
2,4
46,2
16
3150
519 АС9
ЭЦН-30вд/1657
45,0
63,0
14,0
15,00
3200
526 БС1
ЭЦН-30вд/2000
36,1
93,0
2,1
16,00
2900
782 Ач3
ЭЦН-30вд/2278
34,8
14,0
25,2
9,00
2750
432 АЧ3
ЭЦН-30вд/2000
32,1
5,0
25,7
12,00
2900
203 ЮВ1
ЭЦН-30вд/2000
32,0
58,7
11,2
16,00
3200
516БС1,АС9
ЭЦН-30вд/1992
31,3
29,0
18,7
11,00
2900
426 Ач3
ЭЦН-30вд/2000
30,6
8,0
23,7
13,00
3000
772 Ач3
ЭЦН-30вд/2100
30,0
4,0
24,3
15,00
2800
485 Ач3
ЭЦН-30вд/2100
28,5
10,0
21,6
13,00
2800
655 Ач-1
ЭЦН-30вд/2200
27,0
17,0
18,7
11,00
2850
495 Ач3
ЭЦН-30вд/2003
26,9
43,0
12,9
10,00
2900
129 БВ8
ЭЦН-30вд/2000
26,6
37,4
14,1
16,00
2800
638 Ач-1
ЭЦН-30вд/2100
26,0
0,6
21,6
11,00
2800
515 АС9
ЭЦН-30вд/1700
25,9
16,0
18,3
15,00
3000
797 Ач-3
ЭЦН-30вд/2152
23,0
5,0
18,4
14,00
2800
494 Ач3
ЭЦН-30вд/1700
22,9
3,0
18,7
13,00
2900
792 АЧ3
ЭЦН-30вд/1940
19,7
6,0
15,6
9,00
3000
777 Ач3
ЭЦН-30вд/2020
17,0
10,0
12,9
13,00
2800
 
Ср,значение
30,1
22,4
19,2
12,9
 

 
ЭЦН-30ПЭД
Скв,, пласт
ГНО
Qж
Обв,
Qн,
Ток
 
 
м3/сут,
%
т/сут
А
491 Ач3
ЭЦН-30/2000
53,3
9,2
40,9
20
779 Ач3
ЭЦН-30/2450
48,3
28,1
29,4
20
773 Ач3
ЭЦН-30/2200
40,3
4
32,6
21
682 Ач-1
ЭЦН-30/1900
39,0
1,8
32,0
17
647 Ач-1
ЭЦН-30/1900
31,9
67,5
8,8
19
661 Ач-1
ЭЦН-30/1900
31,6
7
24,8
21
12Р ЮВ 1
ЭЦН-30/2100
30,0
68,4
8,0
22
201 Ач1
ЭЦН-30/1900
29,2
3,8
23,8
18,2
211 АЧ1
ЭЦН-30/2000
29,0
0,9
24,0
16
423 АЧ3
ЭЦН-30/2000
27,2
4
22,0
17
401 Ач1
ЭЦН-30/2100
25,9
3,5
21,1
17,5
126 БВ8
ЭЦН-30/1900
23,6
79,8
0,0
20
404 Ач 1
ЭЦН-30/1700
22,1
13
16,2
17
406 Ач1
ЭЦН-30/1900
21,7
40,2
11,0
20
102 БВ8
ЭЦН-30/1900
21,0
0,8
17,4
17
109 ЮВ1
ЭЦН-30/2040
21,0
93,9
1,1
19,5
215 ЮВ1
ЭЦН-30/2000
20,0
4,0
16,2
21
212 ЮВ1
ЭЦН-30/1900
18,0
16,4
12,7
21,5
221 ЮВ-1
ЭЦН-30/2000
17,1
5,2
13,7
20
 
Ср,значение
29,0
23,8
18,7
18,6

Среднее значение тока у ВД по сравнению с асинхронными установками ниже на 28,3 %, как следствие и потребляемая мощность ниже на 28,3 % .