Вентильные приводы УЭЦН и УЭВН, конструкции ООО «ЭПУ-ИТЦ» (до августа 2014 - ООО «РИТЭК-ИТЦ»), уже вошли в перечень оборудования для добычи нефти. Их изучение предусмотрено программой некоторых специальностей РГУ нефти и газа им. Губкина. Наши специалисты приняли участие в разработке учебного пособия по этому виду оборудования.
Вентильные приводы используются не только в ПАО «ЛУКОЙЛ» и ПАО «РИТЭК», но и в других нефтедобывающих компаниях: ОАО «Роснефть», «ТНК-BP», «Сургутнефтегаза» и др.
По мнению заведующего кафедрой нефтепромыслового оборудования РГУ А.Н.Ивановского, высказанного в 2007 году, в ближайшие годы прогнозируется «бум» в потребности этого типа приводов погружных насосов.
Эти прогнозы подтверждены ростом объёмов.
Однако объём закупок вентильных приводов другими нефтедобывающими компаниями незначителен, хотя практически в большинстве из них признаны преимущества вентильных приводов по сравнению с асинхронными.
По мнению заказчиков, основной причиной, сдерживающей дальнейший рост объёмов внедрения вентильных приводов, является их высокая цена.
При этом они сравнивают цены асинхронных нерегулируемых приводов с вентильными, технические характеристики которых существенно выше.
Цена изделия может быть определяющим фактором выбора того или иного типа оборудования только при условии сопоставлении цен оборудования с примерно равными техническими характеристиками. С этой точки зрения сопоставление цен вентильных электродвигателей и асинхронных некорректны.
Решение о замене нерегулируемого асинхронного привода на вентильный должно приниматься на основе технико-экономических расчётов.
Расчёты показывают, что при замене в УЭЦН асинхронных нерегулируемых приводов на вентильные, за счёт роста наработок и снижения энергопотребления срок окупаемости замены ПЭД на ВД - до 18 месяцев.
Такие расчёты приведены в ТЭО «Повышение энергоэффективности добычи нефти в ТПП «Покачевнефтегаз» за счёт замены в УЭЦН асинхронных электродвигателей на вентильные», разработанного ООО «ЭПУ-ИТЦ» (ООО «РИТЭК-ИТЦ») и принятого ПАО «ЛУКОЙЛ».
Тем не менее, задача снижения цен на вентильные приводы является актуальной.